МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 
"НОВОАЗОВСКАЯ ШКОЛА № 1" АДМИНИСТРАЦИИ НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода Новоазовск


 

 

 

Школьной истории строки

1. ШКОЛА ДО РЕВОЛЮЦИИ

Император Николай I В июле 1849 г. император России Николай 1 высочайшим указом утвердил решение Государственного Совета об основании в урочище Кривой Косы на берегу Азовского моря новой казачьей станицы Ново-Николаевской. Она должна была стать самой западной станицей в области войска Донского. К сожалению, история не оставила нам документальных свидетельств как проходило основание станицы, но известно что она возникла не на пустом месте, На правом и левом берегах Гр. Еланчика к тому времени уже имелись хутора казаков Цыплакова и Седова (название М. Седовка имеет прямую связь с владельцем хутора, т. к. именно в том месте он и был).

Донской казак Степан Самсонов вместе с есаулами Цыплаковым и Самойловым обошли обрывистый берег и забили первый колышек: - Тут будем ставить курени.

На пустыре выросло несколько небольших казачьих хат, сложенных из самана и крытых камышом.

По приказу Донского окружного наказного атамана на азовский берег переселились казаки и их семьи из среднедонских станиц.

Новая станица имела очень выгодное расположение и вскоре пошли отсюда во все концы Украины и Дона обозы с таранью и судаком, потекли к морским пристаням подводы с пшеницей, подсолнечником, овощами. Станица стала быстро богатеть и расширяться. Предприимчивые купцы, барышники, шабаи превратили новое селение в большой торговый пункт. Здесь проводились ярмарки, производился обмен хлеба и рыбы на соль, деготь, ситцы, сельхозорудия. Знаменитый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона за 1897 г., том XXI говорит, что «ежегодно проводилось здесь по 2 ярмарки с общим оборотом до 100 тыс. рублей».

Вскоре станицу превратили в центр Окружного управления Миусского округа.

В алфавитном списке населенных пунктов Войска Донского за 1859 г. писалось:

"Из селений Войска Донского, прилегающих к Азовскому морю особенно замечательны станица Ново-Николаевская, где сосредоточено окружное управление Миусского округа, в ней же находится хлебная биржа, развивающая с каждым годом свои обороты".

Перспектива развития станицы намечалась довольно расширенной. Предполагалась прокладка железной дороги из Мариуполя на Таганрог через станицу, переселение в него ряда семей из казачьих станиц. За короткое время здесь возводится здание окружного управления, сооружается тюрьма, построены церковь, суд окружной, больница и даже, по некоторым сведениям - театр с духовным оркестром. Но скорее всего это был не театр в прямом смысле слова, а летняя танцевальная площадка с местом для оркестра.

В 1888 г. в станице уже насчитывалось 511 дворов. Население составляло 7247 душ (энциклопедический словарь за 1897 г.)

Экономическое процветание продолжалось до 1889 года. Особенно кипучую деятельность развернули купец Козлов и помещик Цыплаков. Они торговали хлебом. Главные склады свои они поставили в центре станицы и на Кривой Косе, используя дешевый водный транспорт. Появились промышленные предприятия. Помещик Цыплаков построил рыбный завод, маслобойню, крупорушку. Другие коммерсанты также возводили здесь свои заводы по переработке рыбы и сельхозпродуктов.

С 1889 г. судьба станицы резко изменилась. На пост наказного атамана великого Войска Донского пришел князь Святополк-Мирский (впоследствии министр царского правительства).

Новый наказной атаман запретил дальнейшую дислокацию казачьих частей в Ново-Николаевской и перевел центр округа в Таганрог. Ново-Николаевская превратилась в обыкновенную казачью станицу.

Прежде чем говорить о школьном образовании в ст. Ново-Новониколаевской, нужно представить вообще - как и где могли учиться дети того времени. Образование в России второй половины XIX было четырехступенчатым:

I ступень - самая доступная и самая распространенная - это церковно-приходские школы, которые существовали при православных храмах и охватывали всех желающих, но образование давалось самое простейшее. Зачастую в церковно-приходских школах преподавали только священники. Но часто в роли учителей в таких школах бывали просто грамотные люди самых разных профессий.

II ступень - одноклассные трехлетние и двухклассные пятилетние училища, где дети получали более серьезное образование, чем в церковно-приходской школе и где уже работали учителя. Зачастую образование в таких училищах бывало платное и не каждый ребенок мог там учиться. Вдобавок еще дети всегда в семье рассматривались как помощники в работе. А школа только отвлекала, по мнению многих родителей, от работы.

III ступень - это классические гимназии, доступные в основном, привилегированному и зажиточному сословиям - дворянам, купцам, священникам и т. п. Классическими они назывались, т. к. в них изучались классические предметы, языки: латинский, греческий и т. д., история, литература, философия и т. д. В конце XIX появляются наряду с гимназиями и реальные училища. Реальными они назывались, т. к. в них изучались в основном только нужные для повседневной "реальной" жизни предметы: физика, математика, грамматика и т. п. В реальных училищах могли обучаться дети более низких слоев населения.

IV ступень - высшее образование, было доступно только избранным, которые обучались, в основном, в университетах.

Когда возникла школа в ст. Ново-Николаевской - неизвестно точно. Но давайте обратимся к архивным документам. "Сборник области Войска Донского. Статистический комитет. Выпуск № 7 г. Новочеркасск, 1907 г.". На стр. 10 и 11: "В 1850 г. в Таганрогском округе была основана ст. Ново-Николаевская. Первая церковь была построена в 1855 г. из дерева во имя святителя Николая Чудотворца, а затем обложена кирпичем. В 1873 г. была построена каменная однокрестовая церковь". Здесь нужно отметить, что старую церковь не разрушили, а передали жителям хутора Кривая Коса (пос. Седово). По переносе ее поставили на каменный фундамент и обложили кирпичем. Она была поставлена в честь первоцерковных апостолов Петра и Павла. К счастью, она сохранилась в поселке Седово до сих пор. Но вернемся к документу: "В приходе Ново-Николаевской церкви имеется два министерских приходских училища: одно мужское - основанное в 1861 г., другое - женское 3-го (третьего) разряда, основанное в 1862 г.".

Но у нас есть и другой документ. "Справка о развитии народного образования в пос. Новоазовское" за 1964 г. В нем директор нашей школы Горбачев П. С. пишет со слов старых учителей Цыплаковой А. М. и Третьяковой В. Ф., что в станице были открыты:

а) начальная земская мужская трехгодичная школа, в которой обучалось в среднем 50-60 чел., где работали 3 учителя, священник, учитель пения и гимнастики;

б) начальная земская женская трехгодичная школа, где работало 2 учительницы, священник, учитель пения и рукоделия".

Противоречие заключается в названии - министерские училища, или земские школы?

Дело в том, что в 1861 г. начинались реформы Александра II. Одна из реформ - это создание земств, органов местного самоуправления, которые отвечали на местах за народное образование, медицину, дороги, строительство и т. д. Земствами их называли, т. к. они содержались на средства полученные путем взыскания с каждой десятины земли у ее владельцев особого налога. Но земские школы существовали не всегда и не везде. В документах за 1907 г. четко сказано, что училища были «министерские», т. е. От министерства просвещения, а не от земства (они говорили, что «хуже земства бывает только если в станице селятся «жиды») можно в этом вопросе поставить точку. Но! Можно допустить, что первоначально учебные заведения действовали как земские. Это косвенно может подтвердить «Записка составленная военным Министерством, при объезде его прево¬сходительством Области Войска Донского в 1900 г., составленная П. Балуевым г. Новочеркасск 1900 г.».

Где говорится: «В ст. Ново-Николаевской с хуторами имеется народных учебных заведений:

приходских мужских одноклассных - 4 женских III разряда - 1.

В них казаков обучалось: мужского пола - 187, женского - 64, иногородных: мужского пола - 154, женского - 97.

В записке учебные заведения называются "народные" а не министерские. Но выше приведенный документ датируется уже 1907 г. (т. е. позже на 7 лет) и там четко сказано, что училища "министерские". И окончательную точку можно ставить, если посмотреть на интересные документы - похвальные листы дореволюционного периода, хранящиеся в нашей школе.

Внимательный читатель обратит внимание на вступительные строки .по истории станицы и задаст вопрос - какое это имеет отношение к истории школы? Ответ: самое прямое. В советское время бытовала распространенная версия, что мол, до революции в приходских школах учили все кому не лень, даже отставные солдаты, а учебниками были только Букварь "Часослов", "Псалтырь". Возможно в первые годы основание станицы так и было. Но трудно себе представить, что в центральной станице Миусского округа, где жили помещики, дворяне, купцы, офицеры, да и зажиточные казаки, не было приличного учебного заведения. Потому наверное и были открыты училища в 1861 - 62 г. мы знаем, что в то время в них училось 35 учеников: 11 детей дворян и духовенства, 24 – дети зажиточных казаков. В последующие годы количество учеников увеличилось, но казачьи дети традиционно учились бесплатно. Дети "иногородних" (так называли крестьян) в год платили по 10 руб. за обучение.

Зданий в которых обучались было два . Мужское училище в двухэтажном здании по ул. Ленина, где был Дом пионеров, а сейчас пенсионный фонд, а женское училище было там, где сейчас стоит пятиэтажный дом по ул. Энгельса (бывшая велобаза).

Кроме того - со слов Антонины Михайловны Цыплаковой за оградой церкви, между церковью и парком у моря было небольшое здание церковно-приходской школы.

В мужском училище в начале XX века учителями были: Дмитрий Павлович Козлов, Георгий Михайлович Насонов, Иван Федорович Рябов, Машинко Иван Иванович - физик. 

Насонов Г. М. работал в школе учителем с 1885 по 1921 годы.

В женском училище учителями были: Вера Петровна Тимошенко, Елена Ивановна Цыплакова, Машинко Алла Андреевна - рукоделие, Сычева-Кузьмина Антонина и ее сестра Нина Дмитриевна, Изварина Екатерина - очень красивая учительница, вышедшая впоследствии замуж за одного из самых богатых людей станицы Козлова. В их доме сейчас располагается районное управление труда и занятости населения.

                                                                                         

                     Образец печати библиотеки Новониколаевско-Алексеевского высшего начального            

                                   училища ст. Ново-Николаевской

В 1905 году было построено новое здание мужского училища, которое стало официально именоваться Ново-Николаевское-Алексеевское городское трехклассное училище. Алексеевским оно было названо в честь наследника престола, долгожданного сына царя Николая II Алексея. До этого были одни дочери, и после рождения по всей империи прошли торжества. В Ново-Николаевской в тот год построили здание училища, которое и было названо в честь Алексея. До недавних пор  в этом здании были расположены младшие классы нашей школы.

В 1914 году мужское и женское училища объединили. Преподавание велось по предметной системе. Общее количество учащихся в городском училище составляло около 100 - 110 человек. Ежегодно в первый класс принимали не более 25 - 30 учащихся. На всем протяжении от г. Мариуполя до г. Таганрога это было единственное городское училище, а поэтому поступить туда было трудно.

Сколько получали учителя в 1914 г. можно судить по информации, сохранившейся в Ростовском областном государственном архиве: "Учителям Кужелеву, Козлову, Рябову, работающим в Ново-Николаевском мужском приходском училище запланировано жалование по 300 руб. в год. На награды отличившимся учащимся отпущено 20 руб., но только для детей казачьего сословия". Для сравнения нужно сказать, что станичный атаман получал 1500 руб. в год.

В 1916 г. городское училище было переименовано в "Высшее начальное училище".

          

                                  Вера Третьякова ( будущая учительница нашей школы В. Ф. Третьякова)

                                               в школьной форме и за партой  дореволюционной школы

 

Когда возникла в Ново-Николаевской гимназия? Существует несколько мнений, но опираясь на воспоминания все той же Цыплаковой А. М., которая в ней училась, можно с уверенностью сказать, что это был 1918 год. В гимназии были 5 -8 кл. Учащиеся после окончания «Высшего начального училища»  принимались в  5 класс гимназии. Гимназия располагалась в здании, где сейчас находится налоговая инспекция, возле спортзала по ул. Кирова.

 "Учителям Кужелеву, Козлову, Рябову, работающим в Ново-Николаевском мужском приходском училище запланировано жалование по 300 руб. в год. На награды отличившимся учащимся отпущено 20 руб., но только для детей казачьего сословия". Для сравнения нужно сказать, что станичный атаман получал 1500 руб. в год.

 

В 1916 г. городское училище было переименовано в "Высшее начальное училище".

                                         

        М. И. Орехов – один из учителей «дореволюционной» школы

 

В 1921  году гимназия была переименована в профессионально-педагогическую школу, которая была закрыта в феврале 1922 года, так закончилась дореволюционная история нашей школы.

 

  2. ШКОЛА ВО ВРЕМЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ        

                                                                 1920-1941 ГГ.

 

Бурные годы революции и гражданской войны пролетели. Жизнь стала потихоньку входить в мирное русло. Новая власть еще только утверждала свое влияние и авторитет в массах, не всегда этот процесс проходит безболезненно. Процесс ломки старого государственного аппарата и создание нового требовал времени. В системе школьного образования также происходили реформы. Политическая и идеологическая борьба заставляла большевиков искать новые подходы и методы обучения и воспитания детей. Зачастую новое создавали на полностью разрушенном старом:

 

                             "Весь мир насилья мы разрушим

                              До основанья, а затем

                             -Мы наш, мы новый мир построим

                             -Кто был никем, тот станет всем!".

 

 Задача,    которая   ставилась   большевиками   перед   образованием   была   благородна   -   дать возможность получить образование.  Как и все другие стороны жизни оно не смогло избежать налета заидеологизированности. Учебные заведения,  кроме знаний,  вкладывали в сознание детей новые, коммунистические идеи. Большевики хорошо понимали, что сформировав сознание ребенка с раннего возраста правильно расставив в его мировоззрении акценты, они получат верного борца за свою идею. И в этом ничего удивительного нет. Ведь и до революции царское правительство исповедовало в учебных заведениях свою идеологию - "православие, самодержавие, народ", но большевики делали это более масштабно и агрессивно.

Сначала были и перекосы. В 20-е годы детям представителей проигравших в гражданской войне сословий приходилось преодолевать препятствия для того, чтобы получить образование (особенно высшее). Отказы от своих родителей, утаивание происхождения и т. п. - все это требовалось, т. к. в высшие заведения принимали по классовому признаку. Не избежало этой участи и школьное образование. Даже в названиях появляются классовые признаки.

                                      

   Заведующий семилетней трудовой школой Исаев Михаил Гаврилович

 

С 1922 г. советское правительство начинает наводить порядок в образовании и объявляет о создании системы "единых трудовых семилетних школ". Школьное образование было двухступенчатым: I ступень 1 - 4 кл., II ступень 5 - 7 кл. В нашей станице также была создана в 1922 г. единая трудовая семилетняя школа во главе которой стал заведующий (так назывался раньше директор) Исаев Михаил Гаврилович. Начинать приходилось в трудных условиях: не хватало учебников, принадлежностей, учителей - и это было самое главное. Поэтому к работе привлекли старые, дореволюционные кадры: Насонов Георгий Михайлович, Павлович Мария Сергеевна, Козлов Дмитрий Павлович и др.

 

                          "Старорежимное" название "учитель" было заменено на новое - "шкраб", школьный работник. Правда впоследствии Ленину не понравилось это название и он дал указание его заменить.

Школа в первые годы советской власти выполнила помимо образовательной функции детей, еще и функцию ликбеза. Была поставлена задача в короткие строки ликвидировать неграмотность населения. В июле 1921 г. была проведена "Неделя ликвидации неграмотности". Вот как она проходила в нашей школе:

I день - заседания, переговоры по проведению собраний.

II день - собрания на предприятиях, лекции о текущем моменте, демонстрация живой газеты.

III  день - обязательный и последний учет неграмотных всех сословий.

IV  день - спектакли и демонстрация для неграмотных, кино, лекции о необходимости культурной
революции.

V   день - массовые игры.

VI  день - конференция учителей - ликвидаторов неграмотности, (Донецкий гос. архив).

Эта работа давала результаты. Улучшилась работа школьного совета. За усердную работу "шкрабам" была вынесена благодарность. Местный партийный комитет обращался к учителям: «Дорогие товарищи! От учительства можно и нужно взять все, что возможно: создать пункты ликбеза, кружки политграмоты, организовать лекции , доклады, беседы».

Было создано районное общество «Долой неграмотность» им. Тов. Ленина. С 1 июля 1924 г. проводилась «Неделя помощи ликбезу», пропагандировалась необходимость ликвидации негра­мотности. Решили ликвидировать неграмотность к X годовщине Октября.

На базе нашей школы в 1925 году создается первый пионерский отряд. К концу года численность этого отряда составила 60 человек. Пионерская организация носила название «Юный ленинец». Было создано и общество содействия юным ленинцам.

Учителя нашей школы все более активно привлекаются к антирелигиозной пропаганде. Заведующий Буденовекой семилетней школы Исаев Михаил Гаврилович 13 января 1925 г., отчитываясь на Президиуме районного Исполкома сообщал, что учебный год начат 1 октября, ремонт произведен, топливо завезено, охвачено работой 462 человека школьного возраста. Почему учебный год начат 1 октября, а не 1 сентября? Это можно объяснить полевыми работами, которые к 1 октября в основном заканчивались.

Сохранились данные о заработной плате учителя на 1924 - 25 г.г. Учителя младших групп семилетки получали от 25 до 41 рубля, а учителя старших групп от 25 до 58 рублей.

                           

                На 4 августа 1926 года из 20 школ района всего одна Буденовская школа была семилеткой. Остальные школы были четырехлетки. В скором времени в названии школы происходят некоторые изменения. Теперь она называется ШКМ - школа крестьянской молодежи, а с началом коллективизации школа колхозной молодежи.

Нужно отметить, что в начале 20-х годов в школе училось много детей, которых называли «пе­реростки». Это были дети, не имевшие возможности в годы гражданской войны посещать школу. Но уже к середине двадцатых ситуация выправилась.

Учебным процессом было охвачено в 1926 - 1927 г.г. 62% детей 8 - 9 лет (первый класс), а в 1927-28 г.г. уже 75 %. Обучение начиналось с восьмилетнего возраста. В школе существовало семь отдельных классов. Сама школа располагалась в нескольких зданиях. Начальные классы, до пятого класса, учились в двухэтажном здании, по ул. Ленина, д. 11. Сейчас там находится пенсионный фонд, а еще недавно был Дом пионеров. В этой школе в 20-е - 30-е г.г. вели преподавание учителя начальных классов: Елена Николаевна Соловьева-Козлова, Мария Сергеевна Павлович, Нехлебаева Екатерина Григорьевна, Александра Гордеевна Успенская, Козлов Дмитрий Павлович, Цыплакова Мария Михайловна, Цыплакова Антонина Михайловна и др. С пятого класса дети учились в «приморской» школе. Там преподавание велось предметное и в разные годы до войны там работали учителя: Ефросинья Макаровна Соловьева - биология, химия, физика, Молотин Михаил Диомирович -сельское хозяйство, Вера Гавриловна Арех - математика, Николай Иванович Белоусов-Кошкин -пение, русский язык, Лидия Георгиевна Белоусова - немецкий язык, Александра Фроловна Гончарова - химия, Кузьма Иванович Зинченко - математика, Галина Тимофеевна Кривошеева - химия, биология, Репин Митрофан Николаевич - география и др.

В 20-е г.г. в Буденовской ШКМ преподавание велось по бригадной системе. Класс делился на бригады и оценка всей бригаде выставлялась общая. Смысл этого метода заключался в коллективности обучения - сильные ученики будут заниматься со слабыми, тем самым подтягивая их знания. В. В. Венедиктов приводит такой пример - оценка удовлетворительно ставилась в их классе по русскому языку, если на весь класс, 20 человек по диктанту приходилось 400 ошибок. Оценивались знания по системе: отлично, хорошо, удовлетворительно. Учителя принимали экзамены, в конце года, которые назывались - испытания.

                                                       

 

                      Удостоверение об окончании Буденовской семилетней трудовой школы за 1932 год

В 1929 году директором школы стал Саркис Христофор Григорьевич, завучем Кошкин Н. И. В 1932 г. наша школа преобразовывается из семилетней в десятилетнюю, среднюю. В 1935 году в школу была принята на работу учителем мл. классов Попова Антонина Михайловна. Семь бывших студентов были распределены по школам района. А. М. Попова попала по, просьбе директора Саркиц Х. Г., в нашу школу. Собеседование проходило в Районо, которое располагалось тогда в здании, где сейчас располагается пограничная застава. Фамилия заведующего Районо была Бурцев.

Снабжение школ еще не было достаточным. В младшей школе на каждого ученика и учителя выдавался кусочек хлеба с «устюками» и стакан чая на сахарине. Рассказывают, что хлеб обсасывали, а «устюки» выбрасывали.

В июне 1936 г. была взорвана большая каменная церковь, которая стояла на берегу моря. В этот момент антирелигиозная программа достигла своего пика. Церковь была закрыта чуть раньше и превращена частично в склад, частично в место для проведения новогодних елок. Она была построена в 1873 г. Ее позолоченный купол был виден далеко с моря.

После разгрома церкви: сжигание икон, растягивание ковров, растаскивания склепов, что были под полом церкви и т. д., в ней сделали, как сказано выше, для детей место отдыха. Но через год из нее сделали комсомольский клуб.

Церковь была огорожена забором, внутри ограды было большое количество цветов.

Ее центральный вход располагался как раз от улицы Энгельса. Существует информация, что колокол церкви был отлит из меди, снятой с разбитого английского военного корабля у Кривой Косы в ходе Крымской войны. Говорят, что снять колокол долгое время не могли - люди боялись, совершать святотатство. Но при помощи местных пьяниц, комсомольцы сбросили колокол. Многие старожилы утверждают, что в момент снятия колокола кто-то из комсомольцев упал с колокольни и разбился насмерть.

Когда церковь взорвали - из оставшихся груд камней и кирпичей построили новое здание школы. Это было типовое здание. 1 сентября 1938 года произошло открытие этой школы. Она была построена буквой "Г" и стояла на месте пятиэтажного дома по ул. Энгельса, где в 80-е годы находилась велобаза ДЮСШ. Занимались в ней ученики с седьмого класса. Она была одноэтажной, но потолки были высокие. В ней были широкие, просторные коридоры. Говорят, в ней были даже ковровые дорожки, зеркала и цветы. В ней располагались: кабинет директора, завуча, учительская, классные комнаты, кабинет биологии и химии оборудованный микроскопами, раздевалка, застекленный буфет. В коридоре висела огромная репродукция картины известного русского художника Шишкина "'Утро в сосновом бору". Классы были около 30 учеников, было деление параллели на "А", "Б", "В". В 30-е годы Буденовская СШ носила имя А. С. Пушкина.

                      Таким образом в конце 30-х годов наша школа занимала несколько зданий:

  • «большая» школа, которую называли еще «приморской».

  • двухэтажная школа по ул.Ленина , 11;

  • "милина" школа - одноэтажный дом по ул. Энгельса, где жил учитель Иван Фомич

  • новое здание школы буквой Т, по ул. Энгельса.

"Милиной школой" называли здание, где уборщицей была тетя Миля, поэтому для многих учеников нашей школы 30-х - 70-х г.г. она так и осталась в памяти "милиной школой". Даже я, автор этих строк, в 1975 г. осенью, будучи первоклассником, еще ходил в группу продленного дня в "милину школу". Но в 1976 или 77 годах ее снесли при строительстве первого пятиэтажного дома в городе Новоазовске.

                                    

                       Саркиц Христофор Григорьевич – директор Буденовской средней  школы

Г. И. Кривошеева утверждает, что в конце 30-х годов, когда она приехала работать в Буденовку, в нашей школе обучалось около -1200 человек. Преподавание проходило в две смены. Нагрузка на учителей была очень большая. Учителей еще не хватало, особенно с высшим образованием. Г. Т. Кривошеева вспоминает: когда она в 1936 году приехала работать в поселок с университетским дипломом ее сразу определили в школу и предложили предметы на выбор. Она кроме химии, своей специальности, была вынуждена взять психологию, географию, основы дарвинизма, анатомию и физиологию человека, ботанику и первое время даже физику. Кроме того, что занимались в две смены, вечером еще приходилось работать в вечерней школе для взрослых. В школе работало много старых учителей - «гимназистов».

Так учителя между собой называли своих коллег, которые имели только гимназическое образование. Но, как не странно, уровень этих «гимназистов» был довольно высок, в силу большого багажа знаний, полученных в дореволюционных гимназиях.

Экзамены дети начинали сдавать с четвертого класса и уже 20 мая заканчивался учебный год. Но школьная жизнь на этом не заканчивалась: ученики активно в летнее и осеннее время помогали колхозам. За лето учащиеся зарабатывали деньги для школы и это позволяло и ремонтировать школу, и получать подарки к Новому году и другим праздникам.

Большая заслуга в открытии средней школы в Буденовке принадлежит Саркиц Христофору Григорьевичу. Будучи директором семилетки, он приложил максимум усилий для превращения ее в десятилетку и в конце добился своего. В 1936 году состоялся первый выпуск средней школы в составе девяти человек:

Долгов Георгий

Цыплаков Владимир

Войтихов Федор

Найденов Иван

Бодрухин Петр

Бодрухин Никифор

Лукьянов Филипп

Саркиц Сергей

Кошкина Елена.

 Десятым должен был быть Венедиктов Владимир, но он после 9-го класса работая летом в колхозе сильно был искалечен попав под механизм и долгое время провел в больнице.

На проведение первого выпускного было выделено 5 тыс. рублей. Очевидцы утверждают, что одного красного вина было закуплено 20 ящиков.

Христофор Григорьевич Саркиц был поистине любимцем детей. За эту любовь он платил детям тем же. Но, к сожалению, в 1937 году - в период массовых сталинских репрессий он попал под волну арестов. Вместе с ним был арестован и завуч школы Кошкин Н. И. Сначала их обвинили в «троцкизме». X. Г. Саркиц получил 5 лет, но так как его обвинение было явно надуманное, то его обвинили в растрате школьных средств. Из заключения он не вернулся. Возможно это была ссылка, т. к. там он работал учителем в школе. Но его здоровье было слабым, он был болен туберкулезом, и скоро он умер. Когда его арестовали, то ночь он провел в сарае с решетками, недалеко от школы. Дети не отходили от окошек сарая, а когда их вывозили, то почти все плакали. До сих пор ученики тех лет вспоминают новогодние подарки, которые состояли и из шоколадных конфет, и из мандаринов и других сладостей, которые добивался для учеников их директор.

После Саркица директором  школы стал Пташенко Григорий Филиппович. Именно при нем строилась новая типовая школа. Правда директором он побыл недолго. И в1938 году директором стал Гурский Василий Мартынович. Завучем  был Джеломанов и читал математику. После него завучем стал Старишкин.                         

       Жена В. М. Гурского также была учителем, она вела украинский язык в нашей школе. Кстати, с украинскм языком в школе долгое время были проблемы. Многие ученики учили его плохо, так как станица была казачья,  и только в 20-е годы вошла в состав УССР. У казаков и "иногородных" (крестьян) всегда были сложные
отношения. А иногородними обычно были крестьяне, приезжавшие из центральных районов  Украины   и   говорящие на украинском  языке.   Поэтому для местных казаков украинский язык воспринимался неоднозначно. И хоть Советская власть казалось бы сгладила все эти противоречия, но глухая вражда все равно осталась. Жена директора, будучи учителем украинского языка, пыталась привить любовь к нему. Проводила театрализованные постановки, шевченковские вечера и т. т.

Количество учеников быстро увеличилось. Если в 1937 году выпускников было 16 человек, то уже на следующий год выпускных классов было уже три.

Учительская зарплата была разная, зависела, в основном, от нагрузки. В среднем составила 180 руб. в дневной и если кто работал в вечерней, то еще 180 руб. Но не нужно забывать, что в 30-х годах существовала еще карточная система и нормы хлеба составляли: 200 гр. на ребенка, 400 гр.— служащие и 800 гр. - рабочие. Это было в Буденовке. Но в свободной продаже хлеб был только «коммерческий». Булка такого хлеба стоила 25 руб.

Зарплата учителя младших классов ( А. М. Попова) составляла 115 рублей. При стоимости булки хлеба – 3 рубля ( перед войной). Ставка составляла 24 рабочих дня. Занятия начинались в 8.00. Перед началом занятий дежурный учитель проводил линейку. Уборщицы давали звонки.

Постепенно учительский коллектив пополнялся все новыми учителями. В конце 30-х годов в школу пришел Митрофан Николаевич Репин, который в 1938 году окончил Харьковский педагогический институт. Он преподавал географию. С самого начала этот молодой, красивый, высокий парень вызывал интерес у коллег.  Ведь М. Н. Репин был воспитанником самого А. С. Макаренко, был колонистом колонии им. Ф. Дзержинского. Много и интересно рассказывал и учителям, и ученикам о жизни колонистов, о самом Макаренко. Ведь тогда имя Макаренко было у всех педагогов на устах. Принципы коллективной педагогики, как нельзя кстати, подходили в то время в школе. Репин рассказывал один интересный случай.

                              

                                   Репин М. Н. учитель географии до войны.

   Был замучен фашистами в г. Мариуполе как участник советского подполья.

Однажды кто-то из колонистов обокрал учителя. Кто это сделал Макаренко не знал. Он вызвал Митрофана Репина и начал его расспрашивать. Но в среде колонистов было правило – никого не выдавать. Тогда Макаренко схватил указку и начал бить Репина, но указка сломалась. Макаренко сказал Репину: «Пойди найди палку, принесешь – тогда продолжим.». Репин пошел на хоздвор, взял стоявшую у стены оглоблю – огромную палку, метра два с половиной и принес Макаренко. 

Вход на сайт
 
Поиск
 
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
 
Архив записей
 
Держи время!
 
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •